МАОУ "КСОШ-ДС"
г. Пыть-Ях, ХМАО-Югра
  • Профилактика школьной травли (буллинга)

    Профилактика буллинга в подростковой среде

       Проблема профилактики буллинга имеет большое значение и заслуживает широкого освещения в силу многих причин. Во-первых, данная форма агрессивного поведения глубоко травмирует психику ребенка. Во-вторых, в условиях экономической нестабильности, бедности, обилия агрессии в нашей повседневной жизни, стрессов, которые характерны для большинства населения нашей страны, повышается риск распространения этого явления.

       Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит специалистов (педагогов, психологов, педиатров, невропатологов) разных стран мира.

       На Западе буллинг – проблема номер один. Публикации на тему травли появились еще в 1905 г. Первопроходцами в этой сфере считаются скандинавские ученые (Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд).

       Отечественные исследователи, Е.Н. Пронина в частности, отмечают, что жестокие отношения между учениками – в наше время дело обычное. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение "жертвы", подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на "жертв", но и на "агрессоров", т. к. если проявление агрессии оказывается эффективным, то это может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

       Что такое буллинг?

       Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

       Кто участвует в буллинге?

       В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. Тоесть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

        Причины возникновения буллинга в детских коллективах

       Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:

    • унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.

    • негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.

    • устрашающих и угрожающих жестов или выражений.

    • привилегированного отношения к заискивающим учащимся.

    • оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

    Способствовать буллингу могут также:

    • Наличие в классе признанного «лидера»;

    • Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);

    • Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников.

    • Отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.

    Кроме поведения взрослых, способствующего процветанию буллинга в школьной среде, выделяют ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей:

    • Низкий уровень воспитания ребенка;

    • Неадекватная заниженная самооценка;

    • Высокая импульсивность;

    • Злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми. Сниженное чувство самосохранения у ребенка;

    • Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;

    • Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе;

    • Желание доминировать над другими;

    • Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;

    • Прогулы и слабая успеваемость в школе;

    • Смена воспитателей (отчим, мачеха), появление второго ребёнка в семье;

    • Семейное и сексуальное насилие;

    • Внутрисемейные конфликты;

    • Низкий социально-экономический статус семьи.

    • Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка;

    • Гиперопека или равнодушие со стороны родителей;

    • Ранние сексуальные контакты;

    • Приводы в милицию и ранняя судимость.

    Наступление фазы полового созревания ребенка приводит не только к возникновению проблем физиологического и психологического характера, но и развитию критического мышления, позволяющего ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.

    Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.

    Мотивами буллинга являются:

    • Зависть;

    • Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);

    • Чувство неприязни;

    • Борьба за власть;

    • Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

    • Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;

    • Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

    • Стремление удивить, поразить;

    • Стремление разрядиться, «приколоться»;

    • Желание унизить, запугать непонравившегося человека.

    В каких школах буллинг менее распространен?

    • Это школы, в которых взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств.

    • В школах, в которых есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на бумаге - им следуют и учителя, и ученики. То есть, учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их.

    • В школах, где любые конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих».

    • В школах, где толерантная позиция принятия всех детей выражается в том, что взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно.

    • В подобных школах могут учиться дети с какими-то выраженными особенностями поведения и развития, но отношение к ним будет принимающим, заботливым, будет взращиваться терпимость по отношению к различиям между людьми. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie