Профилактика буллинга в подростковой среде
Проблема профилактики буллинга имеет большое значение и заслуживает широкого освещения в силу многих причин. Во-первых, данная форма агрессивного поведения глубоко травмирует психику ребенка. Во-вторых, в условиях экономической нестабильности, бедности, обилия агрессии в нашей повседневной жизни, стрессов, которые характерны для большинства населения нашей страны, повышается риск распространения этого явления.
Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит специалистов (педагогов, психологов, педиатров, невропатологов) разных стран мира.
На Западе буллинг – проблема номер один. Публикации на тему травли появились еще в 1905 г. Первопроходцами в этой сфере считаются скандинавские ученые (Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд).
Отечественные исследователи, Е.Н. Пронина в частности, отмечают, что жестокие отношения между учениками – в наше время дело обычное. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение "жертвы", подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на "жертв", но и на "агрессоров", т. к. если проявление агрессии оказывается эффективным, то это может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.
Что такое буллинг?
Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.
Кто участвует в буллинге?
В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. Тоесть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Причины возникновения буллинга в детских коллективах
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:
-
унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.
-
негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.
-
устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
-
привилегированного отношения к заискивающим учащимся.
-
оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Способствовать буллингу могут также:
-
Наличие в классе признанного «лидера»;
-
Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);
-
Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников.
-
Отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.
Кроме поведения взрослых, способствующего процветанию буллинга в школьной среде, выделяют ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей:
-
Низкий уровень воспитания ребенка;
-
Неадекватная заниженная самооценка;
-
Высокая импульсивность;
-
Злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми. Сниженное чувство самосохранения у ребенка;
-
Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;
-
Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе;
-
Желание доминировать над другими;
-
Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;
-
Прогулы и слабая успеваемость в школе;
-
Смена воспитателей (отчим, мачеха), появление второго ребёнка в семье;
-
Семейное и сексуальное насилие;
-
Внутрисемейные конфликты;
-
Низкий социально-экономический статус семьи.
-
Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка;
-
Гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
-
Ранние сексуальные контакты;
-
Приводы в милицию и ранняя судимость.
Наступление фазы полового созревания ребенка приводит не только к возникновению проблем физиологического и психологического характера, но и развитию критического мышления, позволяющего ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.
Мотивами буллинга являются:
-
Зависть;
-
Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
-
Чувство неприязни;
-
Борьба за власть;
-
Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
-
Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
-
Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
-
Стремление удивить, поразить;
-
Стремление разрядиться, «приколоться»;
-
Желание унизить, запугать непонравившегося человека.
В каких школах буллинг менее распространен?
-
Это школы, в которых взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств.
-
В школах, в которых есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на бумаге - им следуют и учителя, и ученики. То есть, учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их.
-
В школах, где любые конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих».
-
В школах, где толерантная позиция принятия всех детей выражается в том, что взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно.
-
В подобных школах могут учиться дети с какими-то выраженными особенностями поведения и развития, но отношение к ним будет принимающим, заботливым, будет взращиваться терпимость по отношению к различиям между людьми.